Как происходит устройство ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения?

Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в данном случае понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы (п. 1 ст. 155.1 СК РФ).
Глава 22 (ст. ст. 155.1 - 155.3), посвященная устройству этих детей, включена в Семейный кодекс РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны передаваться в первую очередь на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) и только при отсутствии такой возможности - в перечисленные выше организации.
Итак, если орган опеки и попечительства не смог передать ребенка на усыновление, под опеку (попечительство) или приемную (патронатную) семью, он издает акт об устройстве этого ребенка в соответствующую образовательную, медицинскую организацию; организацию, оказывающую социальные услуги; либо в некоммерческую организацию, деятельность которой это допускает.
Права и обязанности таких организаций в отношении передаваемых под их надзор детей возникают с момента принятия указанных актов. При этом на руководство (администрацию) этих организаций автоматически возлагаются обязанности опекунов (попечителей) детей, переданных под их надзор.
Возможно ли временное помещение ребенка, у которого есть родители (опекуны, усыновители и др.), в организацию подобного рода? Да, если они ввиду серьезной болезни, длительной командировки и по другим заслуживающим внимания причинам какое-то время не могут исполнять свой родительский (опекунский) долг. Это стало возможным в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве.
В соответствии с этим Законом ребенок, оставшийся без попечения родителей, опекунов (попечителей), усыновителей в период, когда они не в состоянии исполнять свои обязанности по уважительным причинам, может быть устроен в названные выше организации временно - в течение такого периода. Передача ребенка в подобных случаях оформляется актом органа опеки и попечительства.
Если ребенок устраивается в образовательную, медицинскую и аналогичную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 16 либо 18 лет постоянно, то, как известно, обязанности опекуна (попечителя) этого ребенка исполняет такая организация. Если же ребенка передают туда на временное пребывание, это не прекращает обязанностей родителей (опекунов, попечителей либо усыновителей).
Органы опеки и попечительства не только вправе, но и обязаны контролировать деятельность организаций, в которых пребывают дети, оставшиеся без родителей. Это касается в первую очередь условий содержания, воспитания, образования, а при необходимости - лечения таких детей.
Согласно положениям о многих организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок покидает такие организации до достижения им возраста 18 лет. В подобных случаях обязанности в отношении каждого такого ребенка берут на себя органы опеки и попечительства. Далее они - в течение месяца с момента выпуска ребенка из соответствующей организации - решают, может ли не достигший совершеннолетия выпускник жить самостоятельно либо его следует передать под попечительство определенных граждан, организаций.
Устройство детей, оставшихся без родительского попечения, включая детей-сирот, - проблема острейшая, и решать ее надо в рамках общенациональных программ. Необходимо создавать новые и реконструировать действующие организации образовательного, медицинского и социального характера, иные некоммерческие организации, в которых этим детям будут созданы достойные условия воспитания и содержания. Постановление Правительства РФ, где должны быть изложены минимальные требования к условиям пребывания таких детей в перечисленных организациях, еще не принято.
Не секрет, однако, что многие организации, в которых живут дети, оставшиеся без родительского присмотра, не обеспечивают им достойного содержания по самым разным причинам (от злоупотреблений администрации до нищенского бюджета этих организаций). В связи с этим в стране зафиксированы многочисленные случаи временной передачи детей, содержащихся в детских домах, проживающим по соседству (и не только) гражданам. Так, один из детских домов Краснодарского края на время ремонта передал всех проживающих в нем детей-сирот в обычные семьи. После того как ремонт был закончен, более половины этих семей изъявили желание усыновить (удочерить) детей, которых им передали.
Очевидно, законодатель (ст. 155.2 СК РФ) имел в виду и это обстоятельство, когда разрешил перечисленным выше организациям временно передавать детей в семьи граждан. При этом:
1) ребенок может быть передан только гражданам, проживающим на территории России постоянно;
2) временная передача не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется:
а) по распоряжению администрации, т.е. без согласования с органом опеки и попечительства;
б) в интересах ребенка;
в) с целью обеспечить его воспитание и гармоничное развитие;
г) на срок не более чем один месяц (каникулы, выходные и праздничные дни, период реабилитации после болезни и проч.).
Указанный срок может быть продлен:
- при наличии исключительных обстоятельств;
- с согласия органа опеки и попечительства.
Таким образом, непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не должен превышать трех месяцев.
Эти жесткие сроки установлены с учетом особенностей психики ребенка. Дело в том, что далеко не всех детей, временно переданных в семьи, эти семьи захотят усыновить, взять под опеку и т.п., а пребывание в них ребенка более длительное время может обернуться глубокой психической травмой в момент возвращения.
Временная передача детей в семью осуществляется под ответственность организаций, в которых они пребывают. Поэтому семейное законодательство обязывает органы опеки и попечительства предоставлять этим органам по их просьбе информацию о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведут указанные органы (п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона об опеке и попечительстве).
Очевидно, что передача детей в семьи именно этих граждан позволит обезопасить каждого ребенка от угрозы причинения вреда его здоровью, нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

По всем юридическим вопросам обращайтесь к квалифицированным юристам по тел. – 8 (919) 722-05-32

Юридическая помощь www.mashenkof.ru - качественные услуги за разумную цену.

Абонентское обслуживание физических и юридических лиц.

Поделиться в социальных сетях:

Контакты

Юрист - Машенков Сергей Павлович

oihlo2hpdji.jpg

593.png WhatsApp 

depositphotos_107592380-stock-illustration-icon-of-paper-plane-white.jpg Telegram 

images.pngЛичный телефон:

8 (919)-722-05-32

5611356.pngСекретарь: 

8 (985) 445-55-95

images.png  E-mail:

mashenkov.s@yandex.ru

 

 

 

счетчик посещений